Лохань, играющий с драконом. Гиньцзяиский нефрит, резьба. XIX в.
Бодхисатва Гуаньинь - Богиня милосердия.
Амулет, пришивался на одежду. Дерево, резьба.
XIX в.
Китайский пантеон богов насчитывает огромное количество разнообразных персонажей и сущностей - в каждой местности, у каждой народности почитаются свои божества. Это связано с особенностями религиозного сознания китайского народа.
Понятия «Бог» и «Дух» в китайской традиции обозначаются одинаково (шэнъ) и понимаются как некая бессмертная субстанция сознания. В соответствии с личной силой человека, после смерти тела дух занимает определенное положение в небесной иерархии. Выдающиеся души становятся духами местности, покровителями какой-либо профессии или семейного клана, поэтому по китайской традиции каждый бессмертный, или небожитель, которого у нас считали бы святы м. имеет свою историю происхождения и обретения бессмертия.
Несмотря на все разнообразие духовных сущностей, в качестве главных богов Поднебесной принято почитать трех священночистых, но и здесь есть разночтения. В одном варианте это Нюйва - прародительница людей, Фу-си - установитель мер и Шэньнун - пахарь духа. Иногда называют другую троицу - Лао-цзы, младенец-мудрец, автор главного даосского текста «Дао Дэ Шин»; Хуан-ди, Желтый Император, и Юй-ди, Нефритовый император.
Тем не менее прагматичное сознание китайского народа ставит на домашний алтарь не абстрактных «пахарей духа», а изображения трех бытовых божеств. Это так называемые «Три звезды» или «Три счастья»: здоровое долголетие, успех в карьере и семейное счастье. Их можно встретить в каждом доме и в каждой семье. вне зависимости от ее происхождения и положения в обществе. Но вот в чем секрет: эти три вида материального счастья ни в коей мере не противоречат духовному продвижению человека, более того, они являются необходимым этапом в его духовном развитии. То есть только овладев правильным достижением трех видов счастья, человек сможет продвинуться и духовно.
Мифические божественные персонажи являются архетипами, с одной стороны, воплощающими, а с другой - формирующими национальное сознание китайского народа. Их изображения каноничны и традиционны на протяжении всей истории Китая. Встречаясь повсеместно - на открытках и сувенирах, в храмах и ресторанах, - эти божественные сущности-символы напоминают об истоках традиционного уклада жизни китайцев, о творении мира, о тепле домашнего очага, собирающего вокруг себя все народности Китая.