Дамо - двадцать восьмой буддийский патриарх и первый патриарх чань-буддизма. По преданию, вел свое присхождение из царской семьи Южной Индии и принадлежал к касте брахманов. Покинув семью, Дамо прибыл в Китай, где в монастыре Юннинсы проповедовал буддийское учение. Уйдя во вновь открывшийся монастырь Шаолиньсы на горе Сушань, он обучил монахов приемам индийского боя, который позже лег в основу боевого искусства ушу, поэтому Дамо почитают еще и как покровителя боевых искусств. Удалившись в пещеру, он провел девять лет в сидячей медитации и достиг состояния просветления. В результате столь длительного сидения у него на время отнялись ноги, поэтому Дамо часто изображают в виде куклы без ног, напоминающей ваньку-встаньку.
Им было разработано учение о двух путях и четырех методах достижения просветления.
Первый путь - «вхождение в принцип» -осознание того, что все живые существа изначально обладают чистым дыханием ци и лишь поверхностно омрачены неведением, поэтому необходимо отбросить все ложное и посредством практики «созерцания стены» вернуться к «истинной реальности».
Второй путь - «вхождение в практику» —предполагает освоение четырех методов:
❖ охотно принимать горести и печали, не проявляя ненависти к тому, кто наносит тебе вред;
❖ следовать закону причинности и быть довольным своей судьбой, спокойно воспринимая счастье и несчастье, приобретение и утрату;
❖ избавиться от страстей и ни к чему не стремиться;
❖ бытъ в согласии с законом мироздания.
Существует легенда, связывающая Дамо с появлением чая. Во время своей девятилетней медитации он всего лишь один раз заснул, а проснувшись так разгневался, что отрезал себе веки и бросил их на землю. Из них вырос первый чайный куст, и с тех пор монахи во время длительной медитации употребляют чай для сохранения бодрости духа.
Дамо в медитации. Дерево, резьба. Конец XIX в. Изображение Дамо - чрезвычайно распространенный сюжет в восточной
живописи, скульптуре и мелкой пластике из кости, дерева и камня.
Он олицетворяет мудрость, просветление и исполнение желаний