Курильница-трипод «Девять драконов». Бронза, литье. Современная работа
Дракон - это символ перемен. В Китае считают, что давным-давно драконов можно было увидеть повсюду грозные и снисходительные, большие и маленькие, они жили по соседству с человеком. Люди тянулись к ним, потому что те обладали сверхъестественной силой. Они приручали Драконов, которые охотно шли навстречу, так как им нравилось, когда люди слагали о них сказки. И сейчас Драконы рядом, но только в другом, параллельном мире.
Небесный Дракон имеет семь черт других животных: голову верблюда, рога оленя, глаза кролика, шею змеи, чешую карпа,
когти ястреба и лапы тигра. На спине его гребень из восьмидесяти одной чешуйки. Чешуйки на шее направлены к голове, а те, что на голове, расположены в виде гребней горной цепи. На каждой стороне его пасти растут усы, а с подбородка свисает борода, на которой находится яркая жемчужина. Он не имеет слуха, а питается мясом ласточек. Его дыхание вырывается из пасти как облако, превращаясь то в воду, то в огонь. Рев Дракона напоминает звяканье медных тазов. Будучи священным животным, он умирает по своей воле.
Дракон обладает способностью в зависимости от своего желания становиться видимым или невидимым. Весной он поднимается в небо, а осенью хоронит себя в толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в Осеннее Равноденствие и появляется весной, своим пробуждением возвещая о возрождении природы.
Дракон может уменьшиться до размеров шелковичной гусеницы или увеличиться так, что покроет собой Небо и Землю. Он скрывается в пещерах неприступных гор, погружается в недоступные глубины моря, ожидая там время пробуждения и действия. В грозовых тучах, во мраке бурлящих водоворотов умывает он свою гриву. Его когти сверкают в изгибах молний, а чешуя проявляется в рисунке коры сосновых деревьев. Драконий голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу, пробуждая его к новой весне.
Крылатые и бескрылые, рогатые и безрогие, с лапами и без лап, добрые и злые, похожие на всех зверей сразу, драконы в Древнем Китае являлись символом императорской власти. Императоры династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) и Тан (618-907) называли себя потомками драконов. Интерьеры дворцов и элементы одежды императоров изобиловали изображениями чудесных драконов, а простолюдинам под страхом смерти запрещалось использовать их. Но со временем табу сменилось следующим ограничением: дракон с пятью когтями на лапах был исключительно императорским атрибутом, а трех палыми драконами разрешалось украшать себя и свое жилище простым смертным.
Пятый день пятой луны — праздник Ара-кона, день, в который он питает водой целебные» травы. Это начало сезона Летнего Солнцестояния, отмечаемое Праздником драконовых лодок. Люди садятся в длинные лодки, на носах которых установлены вырезанные из дерева морды драконов, с кормой, стилизованной под хвост. Лодки украшают гирляндами и флагами, бьют в гонги и, производя сильнейший шум, сплавляются вниз по реке.
Фигурка дракона на алтаре охраняет жилище от недобрых демонов и духов и управляет добрыми. Кроме того, изображение дракона в доме усиливает мужское начало у мужчин и делает женщин более женственными и спокойными, управляет целебной силой лекарственных растений. Сюжет «Два дракона, играющие с жемчужиной», символизирует силы Инь и Ян китайского микрокосма.
Наиболее распространены следующие сюжеты:
***Дракон, играющий с жемчужиной.
***Два дракона, играющие с жемчужиной.
*** Дракон и благовещие облака.
*** Аракон, выдыхающий воду.
*** Парящий дракон.
***Дракон и феникс, несущие процветание.
*** Парящий дракон и танцующий феникс.
***Дракон, феникс и иероглиф «двойное счастье».
*** Парящий дракон и крадущийся тигр.
*** Сила духа дракона и лошади.
Дракон, играющий «пылающей жемчужиной». Батик, натуральные красители, ручная работа. Провинция Юньнань. Современная работа
Существует много разновидностей драконов: колченогий, извивающийся, витой цветочный, витой травяной и др. Изображен деревянный резной узор в виде витых драконовых цветов (лунхуа гуайцзы), эпоха Цин (1644-1911).
Верхний рисунок - молодой дракон на кирпиче, конец Южных династий (VI в.). Внизу - летящий дракон с нефритового украшения времен Ранняя Шу (III в.).
Узор с чернильницы эпохи Мин (1368-1644) на мотив пары драконов, играющих жемчужиной. Вместо жемчужины - два иероглифа «государственное сокровище» (гобао), подчеркивающих ценность предмета.
Со временем манера изображения драконов заметно менялась: от грубоватых змееподобных в древности к звероподобным средневековым, а затем к наиболее изящным образам нового времени. Здесь изображен дракон на нефритовой подвеске эпохи Сражающихся царств (Чжаньго, 475-221 гг. до н.э.)
Аракон рождает девятерых детенышей (лун шэн цзюцзы)
По древней поговорке, дракон рождает девятерых детенышей, каждый из которых имеет свои достоинства.
Девять сыновей Дракона. Согласно древним китайским мифам, девять детенышей дракона не стали драконами, но имели свои особые достоинства и преимущества. Их образы широко использовались как декоративные украшения на строениях и сосудах и как обереги от наговоров и злых духов, обеспечивающие мир и спокойствие.
Би-Си. Доблестный и могущественный старший сын Дракона любил играть с тяжелыми предметами. Иногда его называют Ши Гуй Лун, то есть Дракон-черепаха и изображают с черепашьим панцирем и головой дракона. Черепаха известна своим долгожительством, оттого Ши Гуй Лун олицетворяет долгую жизнь и добрый нрав.
Чи-Вэнъ. Второй сын, Чи-Вэнь, отличается коротким телом и большой головой с широким ртом. Забавляется он созерцанием пейзажей и глотанием любых предметов. Может потушить пожар, поэтому его изображение часто можно встретить по краям построек, где он оберегает жилище от возгорания.
Пу-Аао. Третий сын очень любит издавать разные звуки, его изображение помещают на ручке колокола. Однажды китъ: атаковали Пу-Лао, и с тех пор при виде китов он начинает громко кричать. Есдц ударить в колокол, на котором он изображен, палочкой с узором из китов, то колокол будет петь еще громче.
Би-Ань. Зовущийся еще Сянь-Чжан. четвертый сын Дракона обликом своим напоминает тигра. Обнажающий клыки^и выпускающий острые когти, верша судебные процессы, он может сменить строгий облик судьи на аргументированную речь адвоката. Его изображение часто встречается на дверях в участок или над входом в зал суда.
Тао-Те. Пятому сыну Дракона приписывают свирепый нрав. У него большие глаза и огромный рот, а мысли только о богатстве да о том, чем бы набить свой ненасытный живот. Его изображение назидательно помещают на посуде, дабы не излишествовать во время трапезы.
Гун-Фу. Шестой сын олицетворяет водную стихию. Изображения этого сына, созерцающего текущую воду, можно встретить на мостах и по берегам каналов.
Я-Цзы. Седьмой сын Дракона - блистательное воплощение воинского духа. Его изображение часто наносят на клинки и мечи, это демонстрирует силу владельца и вселяет бесстрашие в сердце.
Се-Чжи. Восьмой сын с чертами дракона и льва и острым рожком на макушке ткет благородный характер. Если кто-то чрезмерно усердствует в споре, Се-Чжи может укусить его и боднуть рогом. Во времена династий Мин и Цин его изображениями украшали одежду сановных чиновников. Является воплощением чувства справедливости и порядка.
Цзяо-Ту. Девятый сын Дракона, известный еще как Пу-Шоу, скрывается в своей берлоге и не любит, когда его тревожат. Поэтом)" его изображение венчает дверной замок с кольцом, где грозный лик дракона служит надежной защитой от незваных посетителей.
Согласно другой легенде, сыновья великого Дракона были более многочисленны. Среди них был еще Цю-Ню, ценитель музыки, Чао-Фэн, часто всматривавшийся в далекий горизонт, и Фу-Си, любитель рассматривать надписи на дощечках.
Любовь к чудесным драконам, чьи характеры схожи с людскими, но обязательно благородны и возвышенны, находила свое отражение не только в преданиях и легендах, которые из поколения в поколение передавались среди жителей Поднебесной, но и в орнаментах, украшавших жилище, ткани и домашнюю утварь.