... ...


Tak.ru





      Мудрая роскошь Востока.
Китайская символика. Знаки счастья





Восемь бессмертных


Восемь бессмертных пьют вино. Народная картинка, нянъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в.

Восемь бессмертных - легендарные персонажи даосской мифологии. Отличаются от других божеств даосского пантеона тем, что это не мистические существа, воплощающие некую идею, 1 обожествленные люди, то есть реальные герои, ставшие божествами через обретение бессмертия. Они популярные и любимые персонажи народных легенд, сказок и стихов.




Чжунли Цюанъ - глава восьми бессмертных жил во времена династии Чжоу (1046-256 гг. до н.э). Он обладал секретом изготовления эликсира жизни и порошка перевоплощения. Его изображают толстяком с обнаженным животом, обычно он держит в одной руке персик, а в другой - веер, с помощью которого оживляет души усопших.















Ли Тегуай - покровитель магов, волшебников и чародеев. Это нищий хромой изображается опирающимся на железный костыль. В руке у него тыква-горлянка со снадобьем, обладающим таинственной силой, - с его помощью можно отделять душу от тела.














Чжан Голао - самый старший по возрасту и самый благоразумный из всех восьми бессмертных. За это его и прозвали лао - «старый», «почтенный», «уважаемый». Свою жизнь он провел отшельником в скитаниях. Чжан Голао всегда странствовал на осле задом наперед, проезжая за день по нескольку десятков тысяч ли. Когда бессмертный останавливался где-либо, он складывал ослика,как будто тот был вырезан из бумаги, и клал его в сосуд из бамбука. А когда нужно было ехать дальше, брызгал на сложенную фигурку водою изо рта, и осел снова оживал.

Чжан Голао покровительствовал супружескому счастью и рождению детей. На популярном рисунке он изображен сидящим на осле и подносящим младенца только что повенчанной паре. Также его считают покровителем изящных искусств, поэтому часто изображают с бамбуковым сосудом для кистей.








Лань Цайхэ был пьяницей. Однажды, сидя в кабачке и забавляя присутствующих, он вдруг услышал небесное пение. В тот же миг он бесшумно поднялся в небо - его подхватило облако. Лань Цайхэ сбросил вниз сапоги, халат, пояс. Облако взвилось ввысь, становясь все меньше и меньше. С тех пор никто на земле не слыхал про Лань Цайхэ. Этот бессмертный считается покровителем музыкантов и изображается с флейтой и руках.













Люй Аунбинъ С детства был развит не по летам. Ежедневно он мог запоминать по десять тысяч слов и безо всякой подготовки освоил литературную речь.

Пройдя с честью все испытания, Люй Аунбинь овладел искусством магии и получил меч «чудесного могущества». Его часто изображают с мечом за спиной, с которым он целых четыреста лет странствовал по земле, защищая людей, убивая драконов и тигров.











Хэ Сянъгу - единственная женщина среди восьмерки бессмертных. В раннем детстве она встретила Люй Дунбиня, который, предвидя будущее девочки, подарил ей персик бессмертия. Она съела только половину его и с тех пор почти не нуждалась в земной пище. На рисунках Хэ Сяньгу изображается необычайно красивой девушкой с цветком лотоса в одной руке, в другой руке она держит широкую плетеную корзинку, иногда наполненную цветами. Хэ Сяньгу покровительствовала домашнему хозяйству и предсказывала людям судьбу.












Хань Сянцзы был племянником знаменитого Хань Юя, ученого и министра, жившего при династии Тан (618-907). Отправившись на поиски учителя, он случайно встретил мудрого Люй Яня, чьи наставления помогли ему постигнуть учение о Дао. Однажды они пришли в страну, где в изобилии росли «персики духов». Хань Сянцзы, желая сорвать несколько плодов, влез на дерево. Вдруг сук под ним подломился, он упал на землю и умер. Но в тот же миг Хань Сянцзы вознесся на небо - уже как бессмертный, без страданий и боли.

Чаще всего его изображают с корзиной цветов или фруктов в руках, считая покровителем садовников.










Цао Гоцзю был младшим братом Цао Тайхоу, матери императора Шэньцзуна, жившего в эпоху Сун (960-1279). С молодости он предпочитал уединение, все прелести придворной жизни были ему чужды. Однажды, не желая более мириться с притеснениями со стороны семьи простых людей, он решил отправиться в горы для постижения даосского учения, направленного на чистоту существования и естественность жизни.

Цао Гоцзю изображают с большими кастаньетами в руках, он считается покровителем актеров.










Люй Дуньбинь. Фрагмент сосуда "Восемь бессмертных". Бронза, литье. Современная работа.



Коробочка для сверчка «Восемь бессмертных». Кость, дерево, гравировка, резьба. Начало XX в.



Восемь бессмертных желают долголетня (ба сянъ цин шоу)

Бессмертные, стоящие на облаках среди сосен и кипарисов. Вверху - свиток с иероглифом «долголетие» (шоу)



Восемь бессмертных переходят через море (ба сянъ го хаи)

Переправляясь через море на пути к матушке Владычице Запада Сиванму, каждый из бессмертных показал свое мастерство, «божественное постижение» (шэнътун).



Хэ Сяньгу. Фрагмент сосуда "Восемь бессмертных". Бронза, литье. Современная работа