... ...


Tak.ru





      Мудрая роскошь Востока.
Китайская символика. Знаки счастья





Патриарх чань-буддизма Дамо

Дамо - двадцать восьмой буддийский патриарх и первый патриарх чань-буддизма. По преданию, вел свое присхождение из царской семьи Южной Индии и принадлежал к касте брахманов. Покинув семью, Дамо прибыл в Китай, где в монастыре Юннинсы проповедовал буддийское учение. Уйдя во вновь открывшийся монастырь Шаолиньсы на горе Сушань, он обучил монахов приемам индийского боя, который позже лег в основу боевого искусства ушу, поэтому Дамо почитают еще и как покровителя боевых искусств. Удалившись в пещеру, он провел девять лет в сидячей медитации и достиг состояния просветления. В результате столь длительного сидения у него на время отнялись ноги, поэтому Дамо часто изображают в виде куклы без ног, напоминающей ваньку-встаньку.

Им было разработано учение о двух путях и четырех методах достижения просветления.

Первый путь - «вхождение в принцип» -осознание того, что все живые существа изначально обладают чистым дыханием ци и лишь поверхностно омрачены неведением, поэтому необходимо отбросить все ложное и посредством практики «созерцания стены» вернуться к «истинной реальности».

Второй путь - «вхождение в практику» —предполагает освоение четырех методов:

❖ охотно принимать горести и печали, не проявляя ненависти к тому, кто наносит тебе вред;

❖ следовать закону причинности и быть довольным своей судьбой, спокойно воспринимая счастье и несчастье, приобретение и утрату;

❖ избавиться от страстей и ни к чему не стремиться;

❖ бытъ в согласии с законом мироздания.

Существует легенда, связывающая Дамо с появлением чая. Во время своей девятилетней медитации он всего лишь один раз заснул, а проснувшись так разгневался, что отрезал себе веки и бросил их на землю. Из них вырос первый чайный куст, и с тех пор монахи во время длительной медитации употребляют чай для сохранения бодрости духа.



Дамо в медитации. Дерево, резьба. Конец XIX в.                        Изображение Дамо - чрезвычайно распространенный сюжет в восточной
                                                                                                живописи, скульптуре и мелкой пластике из кости, дерева и камня.
                                                                                                Он олицетворяет мудрость, просветление и исполнение желаний